Задать вопрос
Войти
i
Зарегистрируйтесь или войдите для того, чтобы получить доступ к материалам и иметь возможность оставлять комментарии.

Моделирование РППС при реализации ОП ДО по разделу «Физическая культура» с целью реализации комплексного развития дошкольников в условиях Крайнего Севера.

2

Понятие предметная развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В соответствии с ФГОС ДО понятие "развивающая предметно-пространственная среда"  (далее РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. От того, насколько грамотно организована РППС, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образоватедьной деятельности с дошкольниками. 

Особое внимание необходимо уделить организации РППС для детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера. Обуславливается это особыми климатическими условиями. Установлено, что  климатические факторов (температура, атмосферное давление) оказывают влияние на конкретные стороны  моторики детей , например,  показатели скоростных способностей зависят от температуры, атмосферного давления и т.д. (И.О.Комлев).

Согласно ФГОС ДО содержание РППС по физической культуре направлено на приобретение опыта двигательных видах деятельности , в том числе связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 

При организации РППС важно учитывать подходы, направленные на повышение результативности и качества дошкольного образования. 

Деятельностный подход осуществляется в процессе организации спортивно - игровой  деятельности через интеграцию образовательных областей. 

Личностно-ориентированный подход предусматривает организацию обучения с учётом самобытности ребёнка, его самоценности. На первый план выходит субъективность процесса обучения, опирающегося на опыт ребёнка. Подход реализуется в любых видах детской деятельности (НОД, совместная деятельность в режимных моментах и др.). Суть индивидуального подхода составляет учёт индивидуальных особенностей дошкольников. 

Дифференцированный подход в образовательном процессе предполагает возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору в созданной  для них РППС.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6.Организуя РППС, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в  помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. РППС должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

В предложенной презентации представлены варианты моделирования РППС для дошкольников по разделу "Физическая культура" в условиях Крайнего Севера.

Материал будет полезен специалистам в области дошкольного образования и родителям. 

Буду рада, если представленный опыт работы будет интересным и полезным. 

Жду мнений и предложений по данной теме.

Файлы в категориях